Роза Яппарова: «В 80-ых в Казани на татарском почти никто не разговаривал, поэтому мы решили поставить спектакль о манкурте»


Роза Яппарова: «В 80-ых в Казани на татарском почти никто не разговаривал, поэтому мы решили поставить спектакль о манкурте»
А. Бегалин / "И дольше века длится день"

В 80-ых в Казани на татарском почти никто не разговаривал, поэтому мы решили поставить спектакль о манкурте. Об этом на встрече с журналистами рассказала директор Татарского театра кукол «Әкият» Роза Яппарова. По ее словам, решение о постановке пьесы было принято после одного разговора с директором школы.

«Когда я пришла в театр, в Казани была только одна татарская школа. Тогда на татарском вообще, практически, никто не разговаривал. А т.к. я татарским владею нормально, я разговаривала с директрисой на татарском, а она мне отвечала на русском. И вот поэтому мы решили поставить спектакль по роману Чингиза Айтматова. Это легенда о манкуртах», – сказала Яппарова.

Роза Саитнуровна напомнила сюжет древнего предания, согласно которому, когда-то, в степях Казахстана, обитали племена, которые жестоко обращались с пленными воинами. Их обривали, надевали им на голову шкуру верблюда и оставляли под палящим солнцем. Шкура усыхала, сжималась, а волосы врастали в череп. От нестерпимой боли человек сходил с ума и терял память. Оставшиеся в живых теряли человеческий облик и становились послушными рабами.

Раб-манкурт забывал все – родных, близких, Родину и даже свое имя. Единственный, кого он узнавал и признавал, был его новый хозяин.

Манкурта не стремились спасти даже самые близкие люди, т.к. это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь однажды мать, оставшаяся в сказании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына.

«Найман-Ана – мать Жоламана (главного героя) идет искать по степи своего сына и, когда находит, подходит к нему и говорит: «Жоламан, я твоя мама у тебя отец такой-то, братья-сестры такие-то». А он смотрит на нее и ничего не понимает. Потом, идет хозяин. Она видит. Скрывается. И Жоламан говорит хозяину: «Вот какая-то женщина подошла ко мне и говорит так-то». А хозяин отвечает: «Ты не верь ей, ты стреляй в нее, если еще раз подойдет». И сын стреляет в мать из лука. И она превращается в белую птицу и уходит в небеса.

Очень трогательный спектакль.

Каждый человек должен знать не только свой язык, но и свои корни, своих близких и свою Родину», – заключила Яппарова.

12.03.2018

© Все права на статью (новость) принадлежат татарскому интернет-журналу «Кара Аккош» (karaakkosh.com). При полном или частичном копировании материала прямая ссылка на татарский интернет-журнал «Кара Аккош» (karaakkosh.com) обязательна.

Новости / Архив
РЕЛИГИЯ
ДУМ РТ не нужно изобретать новую молитву от COVID-19 — она уже есть
◐ 03.04 ✔ А.К.
ОБЩЕСТВО
Казанский Кремль вошел в число лучших исторических музеев России
◐ 01.04 ✔ А.К.
ОБЩЕСТВО
Ставить вопрос о том, нужно ли татарам в школах РТ преподавать тат.яз – это смешно
◐ 30.03 ✔ А.К.
КУЛЬТУРА
Салават дал старт онлайн-концерту в поддержку тех, кто на самоизоляции
◐ 26.03 ✔ А.К.
КУЛЬТУРА
Театр Камала открыл онлайн-доступ к золотой коллекции спектаклей
◐ 25.03 ✔ А.К.
Популярное / Архив
ОБЩЕСТВО
«Память о нем будет жить в душе татарского народа всегда»
◐ 28.03 ✔ А.К.
ИСТОРИЯ
Татарский народ всегда отличался высоким уровнем толерантности
◐ 23.03 ✔ Т.И.
ГАЛЕРЕЯ
TOP-10 Мастера: Мударис Мингазов
◐ 20.03 ✔ Х.М.
СПЕЦТЕМА
Татары глазами иностранцев
◐ 18.03 ✔ Т.И.
ИСТОРИЯ
Под эгидой печати Казанского царства Россия проникала в Европу
◐ 13.03 ✔ Д.К.
Избранное / Архив
ИСТОРИЯ
Библиотека «Китапханаи Исламия»
◐ 15.01 ✔ Т.И.
ОБЩЕСТВО
Муса Джалиль: хочу воспеть подвиги своего народа
◐ 25.03 ✔ Т.И.
ГАЛЕРЕЯ
Татарский шамаиль конца XIX – начала XX века
◐ 18.07 ✔ Т.И.
ИСТОРИЯ
Правила изучения арабского языка придумал татарский ученый
◐ 16.10 ✔ Д.К.
СПЕЦТЕМА
По следам Габдуллы Тукая: Атомная мистика
◐ 26.04 ✔ Т.И.

© Все изображения и дизайн логотипа разработаны студией «Mardesign» специально для татарского интернет-журнала «Кара Аккош».
© 2014-2020 «Кара Аккош». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала или (если указано) при наличии активной обратной ссылки.