Дамир Исхаков: «У нас есть научные материалы, способные полностью разбить все идеологические конструкции башкир»


Дамир Исхаков: «У нас есть научные материалы, способные полностью разбить все идеологические конструкции башкир»

Дамир Исхаков
scr: tatar-inform.ru

Вчера известный татарский этнолог и историк Дамир Мавлявеевич Исхаков дал большое интервью интернет-газете «БИЗНЕС Online», в котором рассказал о северо-западе Башкортостана, ясачных татарах, языке «поволжский тюрки», различие в идеологии РТ и РБ, реакции и возможностях Татарстана противостоять идеологической конструкции башкир, а также многом другом.

Интернет-журнал «Кара Аккош» предлагает ознакомиться с некоторыми выдержками из данной беседы.

* * *

Об идеологиях РТ и РБ в нац. вопросе

«У нас ведь изначально идеология Рафаэля Хакимова и Минтимера Шаймиева — это формирование татарстанцев. Единая политическая нация, так сказать, этническое можно дальше утопить. Башкиры так не смогли, их было мало, и они пошли по пути формирования этнического башкирского государства, поэтому у них башкирскость всегда на передней позиции».

* * *

О реакции РТ на башкиризацию татар

«Говорят, недавно в аппарате президента РТ обсуждали данную тему, а им пишут докладные записки о том, что происходит в Башкортостане, они в курсе. Так вот один высокий чин сказал следующее: «Ну конечно, башкиры так действуют, но мы не можем, у нас другой подход»».

* * *

О документах по татаро-башкирскому вопросу

«Как ученый, очень много работавший, в том числе по Приуралью, я могу сказать, что мы способны выставить такие научные материалы, которые полностью разобьют все конструкции, выстроенные башкирами в идеологических целях».

* * *

О языке «поволжский тюрки»

«В старые времена, во времена Советского Союза этот язык («поволжский тюрки» прим. ред.) как татарский маркировать было нельзя, потому что получается, что золотоордынцы — татары. Нельзя этого допустить, потому сами татары придумали термин «поволжский тюрки». Миркасым Усманов в свое время написал, что мы оказались вынуждены пользоваться таким термином, но на самом деле это был татарский».

* * *

О литературном языке башкир

«Современный литературный башкирский язык создали в 1924 году после формирования Башкортостана. И пришлось выбирать определенные диалекты башкирского языка. Были сторонники выбора татарского диалекта, но тогда литературный язык у нас оказался бы общий. Галимжан Ибрагимов, бедный, рассчитывал, что литературный язык останется общим для двух республик. И если бы так произошло, то сегодня мы имели бы очень интересную ситуацию».

* * *

О микропереписи 2015 года

«В 2015 году проводилась микроперепись. По какому принципу это делается? Из Москвы спускается выборка — и местные не могут менять ее результаты. И им пришлось давать реальную картину. И там видно, что пропорция татар соответствует пропорциям данных переписи 1989 года. На первом месте — русские, на втором — татары, только на третьем — башкиры. Проценты совпадают. Татары в Башкортостане фактически находятся на втором месте после русских».

* * *

О ясачных татарах, записанных чувашами

«Во многих переписных книгах, более ранних материалах, ясачные татары записаны чувашами. Они, кстати, и в Приуралье есть. Исследователи давно установили, что слово «чуваш» означает «земледелец», «пахарь». То есть это крестьяне, не служилые татары-крестьяне. А рядовой краевед приходит, смотрит и говорит: «О, чуваш! Наши предки были чувашами». Это ошибка. Историки для того и существуют, чтобы объяснить. Мы имеем дело с историческими источниками, к ним нужно критически подходить».

* * *

О племени минг, которое объявили башкирским

«В «Фейсбуке» была большая дискуссия по поводу племени минг. Город Уфа расположен на территории этого племени. Бедный Римзиль Валеев: оказалось, что он тоже происходит из данного племени. Его дядя Карим Хакимов, известный дипломат, тоже сейчас объявлен башкиром. Вот так, когда мы ничего не печатаем, племя минг оказывается башкирским. Хотя, если открыть исторические материалы, сразу видно, что племя минг — это составная часть Ногайской орды. Когда ногайцы ушли на Кавказ, все племя с ними отправилось, здесь только часть осталась. Таких вещей очень много. Историки должны эти вещи разъяснять».

* * *

О методах башкиризации татар

«По моей информации, башкиры будут ездить по деревням и уговаривать всех записаться башкирами. Сделать это легко, потому что на наш народ как удав или как кобра действуют письменные тексты, и башкиры их предоставляют. Но при этом последние никогда не объясняют, что в ревизских сказках, откуда они исходят, не национальность фиксируется, а сословная принадлежность. Если начинаешь смотреть друг за другом, сразу видно, что так называемые башкиры во многих случаях вовсе не башкиры. Это просто отношение к земле — вотчинники, зафиксированные башкирами. Старая классификация».

* * *

О северо-западе Башкортостана

«В свое время северо-запад Башкортостана совершенно осмысленно был включен партийными структурами Москвы в состав БАССР, это мина, которая заложена специально, и она до сих пор действует».

16.03.2020

© Все права на статью (новость) принадлежат татарскому интернет-журналу «Кара Аккош» (karaakkosh.com). При полном или частичном копировании материала прямая ссылка на татарский интернет-журнал «Кара Аккош» (karaakkosh.com) обязательна.

Новости / Архив
ОБЩЕСТВО
«Нет ликвидации!»: На change.org создали петицию в защиту Института Марджани
◐ 31.05 ✔ А.К.
ОБЩЕСТВО
В Татарстане планируют закрыть Институт истории им. Марджани
◐ 28.05 ✔ А.К.
ОБЩЕСТВО
Алина Загитова признана олимпийской иконой стиля
◐ 25.05 ✔ А.К.
КУЛЬТУРА
Театр Камала пополнил свою онлайн-коллекцию спектаклей
◐ 17.05 ✔ Д.К.
ОБЩЕСТВО
В Японии начали выпускать чернила «Tartar» с татарским узором на этикетке
◐ 16.05 ✔ А.К.
Популярное / Архив
ОБЩЕСТВО
В почтовое обращение поступила марка, посвященная 100-летию ТАССР
◐ 27.05 ✔ А.К.
КУЛЬТУРА
Сценические образы первой татарской актрисы
◐ 26.05 ✔ А.К.
ГАЛЕРЕЯ
Рушан Якупова: TOP-10 мастера цветочной живописи
◐ 13.05 ✔ Х.М.
ИСТОРИЯ
Татарский след: топонимы России
◐ 28.04 ✔ Т.И.
ГАЛЕРЕЯ
Татарлар: «Одежды Российского государства»
◐ 17.04 ✔ А.К.
Избранное / Архив
ИСТОРИЯ
Библиотека «Китапханаи Исламия»
◐ 15.01 ✔ Т.И.
ОБЩЕСТВО
Муса Джалиль: хочу воспеть подвиги своего народа
◐ 25.03 ✔ Т.И.
ГАЛЕРЕЯ
Татарский шамаиль конца XIX – начала XX века
◐ 18.07 ✔ Т.И.
ИСТОРИЯ
Правила изучения арабского языка придумал татарский ученый
◐ 16.10 ✔ Д.К.
СПЕЦТЕМА
По следам Габдуллы Тукая: Атомная мистика
◐ 26.04 ✔ Т.И.

© Все изображения и дизайн логотипа разработаны студией «Mardesign» специально для татарского интернет-журнала «Кара Аккош».
© 2014-2020 «Кара Аккош». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала или (если указано) при наличии активной обратной ссылки.