Соборная мечеть Петербурга: «Тимур», «Мамелюк» и «Арабески»


Соборная мечеть Петербурга: «Тимур», «Мамелюк» и «Арабески»

Соборная мечеть Санкт-Петербурга

В 1882 году мусульманская община Санкт-Петербурга получила разрешение на сбор средств для строительства первой мечети в городе. По замыслу властей она должна была стать главным мусульманским культовым зданием империи. Спустя четверть века, осенью 1907 года, был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект соборной мечети. Через год подвели итоги; первые три премии получили: М. С. Лялевич, М. М. Перетяткович и Н. В. Васильев. После дополнительного тура победителем был признан Н. В. Васильев. Впоследствии к его работе присоединились архитектор С. С. Кричинский и академик архитектуры А. И. Гоген, которые внесли в проект некоторые коррективы, тем самым существенно изменив первоначальный вариант. В 1910 произошла торжественная закладка мечети, а через три года открытие.

Интернет-журнал «Кара Аккош» вспоминает, какие эскизы 110 лет назад претендовали на победу в финале конкурса и, как сегодня могла бы выглядеть соборная мечеть Санкт-Петербурга, если бы победителями оказались другие участники.


* * *

Проект «Мамелюк»
(М. М. Перетяткович)

Проект «Мамелюк» (М. М. Перетяткович)

Отзыв комиссии судей: Расположение здания на генеральном плане и прием плана хорошие. Путь для входящих с проходом через сени с помещениями для галош решен не совсем удачно. Красив переход из сеней в оба этажа. Лестницы на хоры (особенно две из них) тесны и неудобны по форме. Фасады типичны и живописны, особенно центральная часть здания. Разрез хороший по приему Кубическое содержание выше нормы на 8%.

(Журнал «Зодчий» 1908 год)

* * *

Проект «Арабески»
(Н. В. Васильев)

Проект «Арабески» (Н. В. Васильев)

Отзыв комиссии судей: План по приему хорош (принадлежит к первой группе), но мало разработан и не вполне согласован в разных этажах. Входная часть темновата, лестничные клетки для сообщения с хорами тесны, размещение шкафов с галошами на проходе неудобно. Фасады производят цельное впечатление и хорошо нарисованы, но носят декоративный характер. Со стороны переулка имеются высокие, чисто декоративные стены. Разрез недостаточно разработан; перекрытие центральной части задумано и спроектировано неправильно и требует существенной переработки, которая может отозваться на всей композиции здания.

(Журнал «Зодчий» 1908 год)

* * *

Проект «Тимур»
(Н. В. Васильев)

Проект «Тимур» (Н. В. Васильев)

Отзыв комиссии судей: Прием плана (второй из указанных) в общем удовлетворителен. Вестибюль и помещения для галош тесны. Лестницы и входы в подвал и на хоры не разработаны и неудобно размещены. Внешний вид производит приятное впечатление по массам, что особенно видно в перспективе. Детали барабана купола не масштабны. Фасад не вполне соответствует разрезу в перекрытии боковой части со стороны главного входа. Разрез открытый, без столбов, мало разработан, но в принципе возможен. Сталактиты в разрезе купола показаны неправильно.

(Журнал «Зодчий» 1908 год)

* * *

Проект «А»
(М. С. Лялевич)

Проект «А» (М. С. Лялевич)

Отзыв комиссии судей: Здание мечети хорошо размещено на генеральном плане в смысле дальнейшей застройки участка. Прием плана удобен и красив. Очень хорошо решена входная часть с сенями для галош. Удобно расположены хоры в два яруса, но прямолинейное их очертание со стороны входа не вполне гармонирует с изогнутыми линиями плана с других сторон. Разрезы красивы, легки и светлы. Фасады не имеют характера типичных мусульманских зданий подобного назначения. Кубическое содержание выше нормы на 9%.

(Журнал «Зодчий» 1908 год)


22.10.2018

© Альфия Кудякова


© Все права на статью (новость) принадлежат татарскому интернет-журналу «Кара Аккош» (karaakkosh.com). При полном или частичном копировании материала прямая ссылка на татарский интернет-журнал «Кара Аккош» (karaakkosh.com) обязательна.

Новости / Архив
ГАЛЕРЕЯ
Татарлар: «Живописная Россия»
◐ 21.11 ✔ А.К.
ОБЩЕСТВО
В Казани выбрали самую красивую татарочку 2018 года
◐ 16.11 ✔ А.К.
КУЛЬТУРА
В Казани начал вещание детский татарский телеканал «ШАЯН ТВ»
◐ 13.11 ✔ А.К.
ИСТОРИЯ
Георг Тектандер: Тартария. Казань. Астрахань.
◐ 12.11 ✔ Т.И.
КУЛЬТУРА
Рудольф Нуриев: «Неистовый татарин» и «Чингисхан балета»
◐ 08.11 ✔ А.К.
Популярное / Архив
ФАКТЫ
Интересные факты о татарах и Татарстане
◐ 2014 ✔ Т.И.
СТАТЬЯ
Самые популярные татарские имена
◐ 10.05 ✔ Т.И.
ИСТОРИЯ
Московско-казанские войны: триумф татарского оружия
◐ 13.10 ✔ Т.И.
СТАТЬЯ
Пара слов о «сохранить татарский язык в семье»
◐ 29.09 ✔ Т.И.
ИСТОРИЯ
Гали Еникеев: «Наше имя Татар»
◐ 18.04 ✔ Т.И.
Избранное / Архив
ПРЕССА
Обзор дореволюционных татарских газет и журналов
◐ 20.02 ✔ Т.И.
ТАТАР ТЕЛЕ
Татарский след: топонимы России
◐ 14.09 ✔ Т.И.
СТАТЬЯ
Татарстан. «Особый» статус
◐ 29.12 ✔ Т.И.
КУХНЯ
Татарский чай: от Казани до Астрахани
◐ 19.09 ✔ Х.М.
КУЛЬТУРА
Сокровища древнего Булгара: Золотой Кубок
◐ 12.08 ✔ Т.И.

© Все изображения и дизайн логотипа разработаны студией «Mardesign» специально для татарского интернет-журнала «Кара Аккош».
© 2014-2018 «Кара Аккош». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала или (если указано) при наличии активной обратной ссылки.