Татарские праздники

Сабантуй




«Сабантуй» в переводе на русский «праздник плуга» - самый известный ежегодный народный татарский праздник в честь окончания весенних полевых работ.


Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).


Сабантуй является любимым и повсеместным народным татарским праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.


Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах. В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день — воскресенье.


Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх. Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.


Сабантуй является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

Статьи по теме:

«Московский Сабантуй-2015»
«Казанский Сабантуй-2015»

Новости / Архив
ОБЩЕСТВО
Ставить вопрос о том, нужно ли татарам в школах РТ преподавать тат.яз – это смешно
◐ 30.03 ✔ А.К.
ОБЩЕСТВО
«Память о нем будет жить в душе татарского народа всегда»
◐ 28.03 ✔ А.К.
КУЛЬТУРА
Салават дал старт онлайн-концерту в поддержку тех, кто на самоизоляции
◐ 26.03 ✔ А.К.
КУЛЬТУРА
Театр Камала открыл онлайн-доступ к золотой коллекции спектаклей
◐ 25.03 ✔ А.К.
ИСТОРИЯ
Татарский народ всегда отличался высоким уровнем толерантности
◐ 23.03 ✔ Т.И.
Популярное / Архив
ГАЛЕРЕЯ
TOP-10 Мастера: Мударис Мингазов
◐ 20.03 ✔ Х.М.
СПЕЦТЕМА
Татары глазами иностранцев
◐ 18.03 ✔ Т.И.
ИСТОРИЯ
Под эгидой печати Казанского царства Россия проникала в Европу
◐ 13.03 ✔ Д.К.
КУЛЬТУРА
75 лет назад в Казани состоялась премьера первой татарской оперы «Шурале»
◐ 12.03 ✔ Т.И.
КУЛЬТУРА
Творческий путь классика татарской литературы Г. Ибрагимова
◐ 12.03 ✔ А.К.
Избранное / Архив
ИСТОРИЯ
Библиотека «Китапханаи Исламия»
◐ 15.01 ✔ Т.И.
ОБЩЕСТВО
Муса Джалиль: хочу воспеть подвиги своего народа
◐ 25.03 ✔ Т.И.
ГАЛЕРЕЯ
Татарский шамаиль конца XIX – начала XX века
◐ 18.07 ✔ Т.И.
ИСТОРИЯ
Правила изучения арабского языка придумал татарский ученый
◐ 16.10 ✔ Д.К.
СПЕЦТЕМА
По следам Габдуллы Тукая: Атомная мистика
◐ 26.04 ✔ Т.И.

© Все изображения и дизайн логотипа разработаны студией «Mardesign» специально для татарского интернет-журнала «Кара Аккош».
© 2014-2020 «Кара Аккош». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала или (если указано) при наличии активной обратной ссылки.